Меня часто спрашивают: “Скажите, что лучше – стационар или подвесной?" Для меня ответ прост…
Все начинается с потока воды…
Посмотрим на иллюстрацию. Легко заметить что стационар прокачивает больше воды с меньшими затратами мощности чем подвесной водомет. Это означает большую выходную мощность мотора, а следовательно экономию топлива.
Потеря мощности…
Широко известно, что подвесные водометы теряют 30-35% мощности мотора. Стационар немножко тяжелее прикручивать, … но потери составят 10% - 12%. Для равноценного сравнения возьмем самые малые цифры.
200 лс подвесной водомет - 30% = 140 лс
200 лс стационар - 10% =180 лс
Тормоза…
Посмотрим, как оба варианта водометов получают воду в импеллер или «насос» как мы говорим. Для забора воды подвесной водомет торчит в потоке воды. Этот вынос заборного узла происходит независимо от конструкции корпуса. Помимо опасности налететь на препятствие это создаёт весьма заметное торможение. При полном газу вода под водометом выкачивается и создаётся так называемое «чёрное ведро» (по аналогии с чёрной дырой). Забор воды в стационаре сделан в плоскости днища. Это не создает торможения лодке и можно смело поддать «газку».
Управление…
Больше не надо менять руку при управлении лодкой. Со стационаром вы не поворачиваете весь мотор… только рулевое сопло. Четверть оборота в каждую сторону , дает превосходную манёвренность.
Низкий центр тяжести…
Стационар переносит вес мотора из высокой точки за бортом в более низкую точку внутри корпуса. Не приходится беспокоиться, что ваша многотысячная игрушка повредится 20 граммовой блесной, камнями на дороге, или низкими ветками. Со стационаром внутри корпус плывет быстрее, не создает кавитации, более отзывчив к повороту руля, и просто управляется дополнительным мотором для троллинга.
Гидроусилитель руля и гидродомкрат…
Являются часто необходимыми для подвесных водометов. Здесь надо обладать многозадачностью! Смотрите.. Выбираем маршрут через мелководье с галькой. Держим крепко одной рукой руль (так как надо поворачивать весь мотор), регулируем высоту мотора, чтобы не было кавитации на перекатах и подбираем положение газа для равномерного движения. Нельзя сказать что это невозможно, я даже знаю таких людей кто может это выполнять в совершенстве!
Ну а я люблю попроще. Для стационаров обычно не требуется гидроусилитель руля. Гидродомкрат тоже не нуженs. Так что остается руль и газ.
Прожорливость...
Об этом лучше вообще не думать. На двух одинаковых лодках на скорости 45 км/ч, Стационар 200 лс потребляет топлива меньше чем подвесные четырехтактники Yamaha 115/80 и 90/65.
Засоры... Садитесь поудобнее...
Ну, тут меня подкупили. Я вижу стационары через розовые очки. Для меня засоры не проблема. Немного здравого смысла, опыта и дисциплины, и вы будете лишены этих проблем тоже.
Есть мнение, что подвесные водометы легче чистить. Это верно, но также верно и то, что они чаще засоряются. Многие засоры, критичные для подвесного водомета могут не случится на стационаре.
Вы заметили слово «могут». Я говорю могут, потому что 99% засоров стационара можно прочистить нажатием педали чистящей решетки которая устанавливается как дополнительное оборудование.
Что же про оставшийся 1%? Несмотря на все «хитрости», скорее всего придется лезть в воду и чистить решётку. Пара пустяков летом. Но если на улице прохладно, то придется воспользоваться гидрокостюмом.
На момент написания данной статьи мне пришлось 2 раза лазить в воду за 5 лет эксплуатации стационара. И оба раза он не был оборудован чистящей решеткой.